Какие изменения в законодательстве затронут специалистов по охране труда?

У специалиста по охране труда еще есть время до 1 марта 2022 года, чтобы учесть в своей работе все изменения трудового законодательства, взять на себя новые обязанности, при необходимости перестроить свою работу, внести необходимые изменения в действующие документы либо подготовить и издать новые локальные акты организации по охране труда.
Направления деятельности и структура службы охраны труда
Напомним, что в соответствии с нормами статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций Минтруда России.
С 1 марта 2022 года будут применяться актуализированные Рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда (далее — Рекомендации). Документ был утвержден Приказом Минтруда России от 31 января 2022 года № 37.
В тексте Рекомендаций указывается, что служба охраны труда (далее — Служба) является структурным подразделением, подчиняющимся непосредственно работодателю (его уполномоченному представителю). Работодатель вправе своим решением делегировать прямое руководство Службой одному из заместителей руководителя работодателя, обладающего компетенциями в сфере охраны труда, у которого обязанности по руководству и ответственность за обеспечение функционирования службы охраны труда, в том числе в рамках системы управления охраной труда, закреплены в локальных нормативных актах работодателя и должностной инструкции. В случае отсутствия у работодателя заместителей, обладающих соответствующими компетенциями, служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю.
Структуру Службы рекомендуется формировать с учетом организационной (штатной) структуры, специфики вида деятельности предприятия (организации), наличия удаленных обособленных структурных подразделений (филиалов, представительств), особенностей организации и функционирования системы управления охраной труда (далее — СУОТ), штатной численности работников у работодателя, а также установленного по результатам проведения специальной оценки условий труда уровня вредности (опасности) факторов производственной среды и трудового процесса, уровня профессиональных рисков, наличия работ с повышенной опасностью и иных факторов, определяющих состояние охраны труда у работодателя.
Направления деятельности службы охраны труда включают:
— обеспечение функционирования СУОТ, проведение консультаций и координация по вопросам охраны труда, планирование мероприятий по охране труда у работодателя и, при необходимости, контроль функционирования СУОТ подрядных (сервисных) организаций по обеспечению безопасных условий труда;
— контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда у работодателя и в его структурных подразделениях;
— участие в проведении специальной оценки условий труда (далее — СОУТ), производственного контроля условий труда, выявлении опасностей и управлении профессиональными рисками на рабочих местах, организация и проведение мероприятий по снижению профессиональных рисков;
— обеспечение и координация проведения оперативного контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах у работодателя и в его структурных подразделениях;
— участие в расследовании и учете несчастных случаев и профессиональных заболеваний, учете и рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников;
— подготовка и организация проведения инструктажей, обучения и проверки знаний требований охраны труда у работодателя;
— участие в реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда у работодателя; организация информационных мероприятий по охране труда;
— составление отчетности по установленным формам, ведение документированной информации по охране труда у работодателя.
Задачи специалистов по охране труда в новых условиях
С 1 марта 2022 года вступают в силу изменения в ТК РФ, которые направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда работников, а также обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве.
Общая цель внесения поправок в текст ТК РФ, а также издания целого ряда соответствующих подзаконных нормативных правовых актов — обеспечение перехода от списочного подхода к риск-ориентированному менеджменту в сфере охраны труда.
Теперь работодатели будут обязаны на конкретном рабочем месте учитывать профессиональные риски и создавать безопасные условия труда для работника с учетом особенностей его работы на конкретном рабочем месте.
Как учесть изменения в законодательстве в работе службы охраны труда? В первую очередь необходимо издать приказы о назначении ответственных лиц, в которых закреплены новые обязанности в соответствии с изменениями, внесенными в раздел X «Охрана труда» ТК РФ. Также необходимо пересмотреть все действующие локальные нормативные акты организации в области охраны труда с учетом новых требований и норм законодательства, внесенных в текст ТК РФ, а также положений соответствующих, вновь изданных подзаконных нормативных правовых актов.
«Меняющееся законодательство привело к тому, что мы не только должны внести соответствующие изменения в локальные акты организации, но и изменить к ним свое отношение», — считает исполнительный директор КИОУТ Наталья МИНЕВИЧ. «Локальные акты работодателя теперь становятся очень значимыми документами и фактически дают право инспектору при любой проверке воспринимать все, что в них написано, как внутренние требования организации, которые, соответственно, должны быть выполнены», — отметила эксперт.
Соблюдение принципов обеспечения безопасности труда
Глава 33 ТК РФ дополнилась новой статьей — 209.1. Основные принципы обеспечения безопасности труда.
Основные принципы обеспечения безопасности труда:
— предупреждение и профилактика опасностей;
— минимизация повреждения здоровья работников.
Для реализации принципа предупреждения и профилактики опасностей работодатели должны систематически реализовывать мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий. Принцип минимизации повреждения здоровья работников предполагает реализацию работодателем мер, обеспечивающих постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации последствий реализации профессиональных рисков.
В развитие положений статьи 209.1 ТК РФ Минтрудом России были изданы следующие приказы:
— Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 года № 774н «Об утверждении общих требований к организации безопасного рабочего места» (зарегистрировано в Минюсте России 25 ноября 2021 года № 65987) (далее — Приказ № 774н);
— Приказ Минтруда России от 22 сентября 2021 года № 656н «Об утверждении примерного перечня мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица)» (зарегистрировано в Минюсте России 2 декабря 2021 года № 66192) (далее — Приказ № 651).
Приказ № 774н вступает в силу с 1 марта 2022 года. Утвержденные требования к организации безопасного рабочего места применяются как к работникам, занятым на своих рабочих местах, так и к работодателям при организации рабочих мест.
Устанавливаются требования к организации рабочего места, а также к его безопасному содержанию. Предусматривается, что для рабочих мест с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается оснащенная необходимыми средствами производства часть рабочего места, в которой один работник или несколько работников выполняют схожие работы или технологические операции положения требований распространяются на каждую рабочую зону.
Рабочее место, его оборудование и оснащение, применяемые в соответствии с особенностями выполняемых работ, должны обеспечивать сохранение жизни и здоровья занятых на нем работников.

На рабочем месте (в рабочей зоне) должны быть приняты меры по снижению, по возможности, до установленных предельно допустимых значений уровней воздействия (концентрации) вредных и (или) опасных производственных факторов на занятых на данном рабочем месте работников с учетом применения ими средств индивидуальной (коллективной) защиты.
Важное требование — соответствие рабочего места (рабочей зоны), его размера, взаимного расположения органов управления, средств отображения информации, размещения вспомогательного оборудования и инструментов антропометрическим, физиологическим и психофизиологическим свойствам занятых на нем работников и особенностям выполняемой работы.
При организации рабочего места работодатели будут должны обеспечить возможность смены работником его вынужденной рабочей позы. Должна быть исключена или снижена до минимума продолжительность выполнения работы в неудобных и вынужденных позах, вызывающих повышенную утомляемость (например, необходимость сильно наклоняться вперед или в стороны, приседать, работать с вытянутыми или высоко поднятыми руками, закинув голову, держать руки на весу, принимать вынужденные положения — «лежа», «на коленях», «на корточках», и так далее).
Также рабочее место и взаимное расположение его элементов должны обеспечивать безопасное и удобное содержание, в том числе техническое обслуживание, уборку и чистку используемых на рабочем месте машин и оборудования, инструментов и мебели. Например, расстояния между рабочими местами должны обеспечивать безопасное передвижение работников и транспортных средств, удобные и безопасные действия с сырьем, материалами, заготовками, полуфабрикатами.
Для обеспечения соблюдения принципов обеспечения безопасности труда, в целях предупреждения и профилактики опасностей, а также минимизации повреждения здоровья работников целесообразно проведение обследования рабочих мест. При проверке рабочего места изучается рабочая поза работников. У работника должна быть возможность поменять рабочую позу. Работник должен устойчиво стоять и свободно двигаться на рабочем месте или в рабочей зоне. Важно удостовериться, что работник со своего рабочего места свободно видит средства отображения информации и знаки безопасности.
Такие важные параметры рабочего места, как рабочая поза работника, функциональное назначение, частота применения, последовательность использования и функциональная связь работника со средствами отображения информации должны учитываться при размещении пультов управления машинами и оборудованием. Машины, механизмы, производственное оборудование должны быть оснащены защитными ограждениями и блокировками.
Результаты проверки соблюдения требований Приказа № 744н к организации безопасного рабочего места необходимо зафиксировать актом, в котором должны быть указаны выявленные нарушения и недостатки, планируемые мероприятия по устранению нарушений, а также ответственные исполнители и сроки проведения данных мероприятий. Например, в перечень таких мероприятий может быть включено обозначение сигнальной разметкой или знаками безопасности участков и зон с наиболее высокой вероятностью травмирования работников.
Запрет на работу в опасных условиях труда
В новую редакцию ТК РФ включена дополнительная статья — Статья 214.1. Запрет на работу в опасных условиях труда, в соответствии с которой работодатель обязан приостановить работы на рабочих местах, если условия труда на таких рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) отнесены к опасному классу условий труда. По плану, разработанному с целью устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда с последующей приостановкой работы, будет необходимо провести мероприятия по снижению класса условий труда. При составлении плана мероприятий должно быть учтено мнение первичного профсоюзного органа, а копия плана мероприятий — направлено в ГИТ.
Согласно части третьей статьи 216.1 ТК РФ, до снижения класса условий труда необходимо предоставить работникам другую работу с оплатой труда по выполняемой работе либо сохранить за работниками на время вынужденного простоя должности и среднего заработка. Приостановка работ осуществляется до устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда.
Однако здесь имеются исключения. Распоряжением Правительства РФ от 4 декабря 2021 года № 3455-р утвержден перечень работ с опасными условиями труда, на выполнение которых не распространяется запрет, предусмотренный нормами ТК РФ. В данный перечень, в частности, включены аварийно-спасательные работы, работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций, водолазные работы, специальные авиационные работы и так далее.
«Если в организации имеются рабочие места с установленным по результатам специальной оценки условий труда 4 (опасным) классом, необходимо проверить, входят ли они в перечень работ, на которые не распространяется запрет», — отметила Наталья МИНЕВИЧ. Если такие рабочие места в данный перечень не входят, то, по мнению эксперта, уже сейчас рекомендуется проводить мероприятия, направленные на улучшение условий труда. В дальнейшем, по результатам внеплановой СОУТ, при подтвержденном снижении класса условий труда появится возможность возобновить осуществление деятельности на данных рабочих местах.
Государственная экспертиза условий труда
Госэкспертиза условий труда проводится в целях оценки качества проведения СОУТ, установления правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установления фактических условий труда работников. Объект проведения госэкспертизы условий труда — рабочее место (рабочие места).
Существенных законодательных изменений в процедуру проведения государственной экспертизы труда внесено не было. В новой редакции статьи 213 ТК РФ уточняется, что типовые формы документов, необходимых для проведения госэкспертизы условий труда, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере труда — Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В развитие данных положений Минтрудом России был принят Приказ от 29 октября 2021 года № 775н «Об утверждении порядка проведения государственной экспертизы условий труда». Действовавший ранее порядок госэкспертизы условий труда, утвержденный Приказом Минтруда России от 12 августа 2014 года № 549н, в связи с внесением последних изменений в ТК РФ перестал соответствовать требованиям действующего законодательства и не обеспечивал эффективную защиту трудовых прав граждан, а также внедрение цифровых технологий в указанной сфере.
С принятием новой редакции раздела Х «Охрана труда» ТК РФ, которая устанавливает дополнительные требования к процедурам в области охраны труда, в том числе и к процедуре госэкспертизы условий труда, действовавший ранее Порядок проведения госэкспертизы был приведен в соответствие с действующим законодательством. Документом в числе прочего установлен порядок подачи заявления о проведении госэкспертизы, а также перечень указываемых в нем сведений, определены процедуры и сроки проведения госэкспертизы, регулируется порядок проведения исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аккредитованных испытательных лабораторий (центров).
Приводится перечень документов, прилагаемых или являющихся частью отчета о результатах проведения СОУТ, а также примерный перечень дополнительных документов, которые при необходимости дополнительно запрашиваются органом госэкспертизы условий труда.
Приказом Минтруда России от 28 октября 2021 года № 765н утверждены типовые формы документов, которые необходимы для проведения государственной экспертизы условий труда. До недавнего времени имелись определенные сложности при использовании результатов госэкспертизы участниками трудовых отношений, которые затрудняют внедрение электронного формата данной государственной услуги.
Разработка правил и инструкций по охране труда

В соответствии с нормами ТК РФ, а именно — Статьи 214. Обязанности работодателя в области охраны труда, на работодателя возложены обязанности по разработке и утверждению локальных нормативных актов по охране труда. Правила и инструкции по охране труда разрабатываются работодателем в целях обеспечения безопасности труда, а также сохранения жизни и здоровья работников в процессе труда.
В развитие данных положений с 1 марта 2022 года вводится в действие Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 года № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем».
Перечень правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, определяет работодатель в соответствии со спецификой своей деятельности.
Инструкции по охране труда должны содержать требования по безопасному выполнению работ работником (исполнителем). При разработке инструкций по охране труда необходимо учитывать требования соответствующих профессиональных стандартов по данным профессиям.
В раздел «Общие требования охраны труда» необходимо включить перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, а также перечень профессиональных рисков и опасностей. В данном разделе также следует указать перечень выдаваемых работнику специальной одежды, специальной обуви и СИЗ.
В разделе «Требования охраны труда перед началом работы» следует указать порядок проверки используемых материалов — исходного сырья, заготовок и полуфабрикатов. Также указывается порядок осмотра СИЗ и подготовки их к работе.
В раздел «Требования охраны труда во время работы» включаются требования безопасного обращения с исходными материалами — сырьем, заготовками, полуфабрикатами. Указываются требования к работникам по СИЗ.
В раздел «Требования охраны труда в аварийных ситуациях» необходимо включить порядок извещения руководителя работ о ситуации, которая угрожает жизни и здоровью людей, а также о несчастных случаях.
В разделе «Требования охраны труда по окончании работ» отражается порядок приема и передачи смены в случае непрерывного технологического процесса и работы оборудования.
Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровней профессиональных рисков вправе устанавливать в правилах и инструкциях по охране труда дополнительные требования безопасности, не противоречащие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Инструкции по охране труда для работников подлежат пересмотру в следующих случаях:
— при изменении условий труда работников;
— при внедрении новой техники и технологии;
— по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев, и профессиональных заболеваний;
— по требованию представителей контрольно-надзорных органов в области охраны труда.
Получили распространение два подхода к переcмотру инструкций по охране труда — внесение изменений в действующие инструкции по охране труда либо издание новых документов.
Внесение изменений — довольно распространенный способ актуализации документов. Не придется полностью переписывать тексты всех инструкций. Готовятся листы изменений, в которых отражаются все вносимые изменения и дополнения. В соответствии с нормами статьи 372 ТК РФ лист изменений необходимо согласовать с профсоюзной организаций (при ее наличии).
Работодатель будет должен издать приказ о внесении изменений в инструкции по охране труда. Листы изменений оформляются в виде приложений к приказу. К каждой изменяемой инструкции прикладывается копия соответствующего листа изменений. Далее проводится внеплановый инструктаж работников, в рамках которого персонал извещается обо всех изменениях, внесенных в инструкции по охране труда.
Второй способ — издание новых инструкций по охране труда. В данном случае работники будут ознакомлены с полными текстами инструкций, без внесенных изменений и дополнений. Работники будут уверены, что все положения инструкций являются действующими. С другой стороны, издание новых документов потребует больше времени на подготовку текстов и их согласование с профсоюзной организацией. Вновь изданные инструкции по охране труда утверждаются специальным приказом работодателя, который содержит перечень отменяемых инструкций. Для ознакомления работников с новыми инструкциями по охране труда проводится внеплановый инструктаж.
Чтобы избежать штрафных санкций, предусмотренных по части 1 статьи 5.27.1 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ) инструкции по охране труда следует переработать (издать новые инструкции) до 1 марта 2022 года. Также пунктом 1 статьи 5.27 КоАП предусмотрена ответственность работодателя за принятие инструкций по охране труда без учета мнения профсоюзной организации.
Работодатель может разработать правила (стандарты) по охране труда, которые должны содержать требования по обеспечению безопасности труда и контролю при организации работ работодателем (уполномоченным им лицом). Правила разрабатываются в форме стандарта организации или другого локального акта работодателя. При разработке правил необходимо учитывать результаты анализа состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организации, а также результаты проведенной СОУТ и производственного контроля.
документ в целях обеспечения охраны труда работников должен содержать:
— общие требования;
— требования охраны труда работников при организации и проведении работ;
— требования к производственным помещениям и производственным площадкам;
— требования к оборудованию и его размещению;
— требования к организации рабочих мест;
— требования к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства.
К разработанному документу должен прилагаться лист согласования, который подписывают разработчики, руководитель юридической службы организации, руководитель службы охраны труда, лицо, ответственное за разработку Правил. При разработке правил (стандартов) по охране труда должно учитываться мнение профсоюзной организации.
Информирование работников
Новая статья — Статья 216.2. Право работника на получение информации об условиях и охране труда, вводимая в текст ТК РФ, устанавливает права работников на получение информации об условиях и охране труда. Обязанность по информированию возлагается на:
— работодателя;
— государственные органы;
— общественные организации.

Работодатель также обязан незамедлительно проинформировать работника об отнесении условий труда на его рабочем месте к опасному классу.
В развитие положений этой статьи были приняты следующие нормативные правовые акты:
— Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 года № 773н «Об утверждении форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда» (далее — Приказ № 733н)
— Приказ Минтруда России от 17 декабря 2021 года № 894 «Об утверждении рекомендаций по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда» (далее — Приказ № 894).
Формами информирования работников в соответствии с положениями Приказа № 773н, в частности, являются:
— ознакомление работника при приеме на работу с условиями трудового договора, заключаемого с работодателем, в котором указываются трудовые права работника и информация об условиях труда;
— ознакомление работников с результатами СОУТ на их рабочих местах;
— ознакомление с информацией о существующих профессиональных рисках и их уровнях;
— ознакомление работника с требованиями должностной инструкции, инструкций по охране труда, перечнем выдаваемых на рабочем месте СИЗ, требованиями правил (стандартов) по охране труда и других локальных нормативных актов работодателя.
Что потребуется от работодателя? После вступления в силу Приказа 773н работодатель с 1 марта 2022 года будет должен обеспечить реализацию процедур информирования работников об их трудовых правах, включая право на охрану труда. Информирование работников является важным элементом предупредительной модели управления охраной труда для профилактики организационных причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Информирование работников может осуществляться в электронной форме при наличии у работодателя электронного документооборота.
Предложенный работодателю Примерный перечень информационных материалов, предназначенных для информирования работников, не является окончательным и исчерпывающим. Работодатель вправе применять любые материалы из приведенного Перечня — по-отдельности или совместно. В зависимости от своих финансовых возможностей и в дополнение к указанным формам работодатели могут также применять иные способы информирования работников об их трудовых правах, перечисленные в Приказе № 773н.
Приказом № 894 утверждены рекомендации по размещению информационных материалов о трудовых правах работников. Чтобы проинформировать работников об их трудовых правах, в частности, рекомендуется:
— тиражировать печатную продукцию и видеоматериалы;
— распространять информацию через кабинеты или уголки охраны труда;
— выставлять ее на внутреннем корпоративном веб-портале или сайте работодателя.
Работодатель сможет оценить эффективность проведенных мероприятий по информированию персонала. Для этого необходимо измерить охват целевой аудитории, тираж печатной продукции и другие показатели.
Система управления охраной труда
В текст статьи 217 раздела Х «Охрана труда» вводится определение понятия «Система управления охраной труда» (далее — СУОТ). Обязанности по созданию и функционированию СУОТ законодатели возложили на работодателя. Примерное положение о СУОТ утверждается федеральным органом в сфере труда (Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации) с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В развитие этих положений трудового законодательства был издан подзаконный нормативный правовой акт — Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 года № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда».
Примерное положение о СУОТ было разработано с целью оказания содействия работодателям в соблюдении требований охраны труда путем создания, внедрения и обеспечения функционирования СУОТ в организации, в разработке локальных нормативных актов, определяющих порядок функционирования такой системы, в разработке мер, направленных на создание безопасных условий труда, предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Примерное положение о СУОТ содержит рекомендации, в соответствии с которыми управление охраной труда рекомендуется осуществлять при непосредственном участии работников и (или) уполномоченных ими представителей. Взаимодействие (консультации) с работниками и их участие в управлении охраной труда обеспечивается с учетом:
— определения механизмов, времени и ресурсов для участия работников в обеспечении безопасности на своих рабочих местах;
— обеспечения своевременного доступа к четкой, понятной и актуальной информации по вопросам функционирования СУОТ;
— определения и устранения (минимизации) препятствий для участия работников в СУОТ.
Положения СУОТ по безопасности распространяется на всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя, на представителей органов надзора и контроля, а также на работников подрядных организаций.
Примерным положением о СУОТ определено, что политика (стратегия) в области охраны труда может быть локальным нормативным актом работодателя, его разделом или публичной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.
Кроме того, в приложениях к документу закрепляются примерный перечень опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ и примерный перечень работ повышенной опасности, к которым предъявляются отдельные требования по их организации и обучению работников.
В организации должно быть разработано Положение о системе управления охраной труда (далее — Положение о СУОТ). Работодатель устанавливает структуру и порядок функционирования СУОТ в локальном нормативном акте. СУОТ является неотъемлемой частью управленческой и (или) производственной системы работодателя.
Процессы СОУТ и оценки профессиональных рисков являются базовыми процессами СУОТ в организации.
При разработке Положения о СУОТ рекомендуется выбрать те пункты Примерного положения о СУОТ, которые подходят для данной организации. При необходимости следует пересмотреть политику организации в области охраны труда, которая должна гарантировать создание работникам безопасных условий труда, соответствовать экономической деятельности организации, отражать цели охраны труда, включать обязательства работодателя по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков работников, совершенствованию СУОТ, а также учитывать мнение профсоюзов.
Управление профессиональными рисками
В ТК РФ вводится новая статья — Статья 218. Профессиональные риски, регламентирующая процедуру управления профессиональными рисками. При обеспечении функционирования СУОТ работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков.
Профессиональные риски в зависимости от источника их возникновения подразделяются на риски травмирования работника и риски получения им профессионального заболевания.
Приказом Минтруда России от 28 декабря 2021 года № 796 утверждены Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков. Рекомендации разработаны в целях оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками в рамках СУОТ работодателя.
В документе приведено краткое описание применяемых в отечественной и зарубежной практике методов оценки уровней профессиональных рисков, описан процесс и этапы выбора метода оценки уровней профессиональных рисков, а также примеры оценочных средств. Рекомендации содержат критерии, которыми работодателю рекомендуется руководствоваться при выборе методов оценки уровней профессиональных рисков. При выборе конкретного метода оценки рисков рекомендуется учитывать размер организации, сложность производственных процессов и оборудования, особенности объекта оценки и другие факторы.
Внеочередное обучение и проверка знаний. Внеплановый инструктаж
Внесение масштабных изменений в трудовое законодательство и принятие соответствующих нормативных правовых актов обязывает работодателей провести внеочередное обучение по охране труда и проверку знаний работников.
Для организации внеочередного обучения создается комиссия по проверке знаний. В соответствии с положениями действующего до 1 сентября 2022 года «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденного Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29, комиссия должна включать не менее трех человек. Состав комиссии утверждается приказом работодателя.
Сначала обучение в сторонних учебных центрах проходят члены комиссии. После этого проводится внеочередное обучение всех работников организации, включая офисных сотрудников. По итогам обучения комиссией проводится проверка знаний требований охраны труда в связи с изменениями законодательства и принятием подзаконных нормативных правовых актов Минтруда России. По результатам обучения и успешной проверки знаний оформляется соответствующий протокол и делается отметка в удостоверении.

Если работник не прошел проверку знаний требований охраны труда, то он обязан в месячный срок пройти повторную проверку знаний. Работники, которые в установленном порядке не прошли внеочередное обучение и проверку знаний, от работы отстраняются.
Также на основании новых законодательных требований и новых требований к содержанию инструкций по охране труда со всеми работниками организации проводится внеплановый инструктаж. Внеплановый инструктаж на рабочем месте проводит непосредственный руководитель работ, который перед проведением инструктажа должен пройти внеочередное обучение охране труда и проверку знаний требований по новым требованиям законодательства.
Для проведения внепланового инструктажа разрабатывается специальная программа, в которой должны быть отражены все изменения трудового законодательства и содержание принятых подзаконнных нормативных правовых актов. Программа внепланового инструктажа утверждается приказом работодателя. По окончании инструктажа необходимо провести устную проверку знаний.
Проведение внепланового инструктажа регистрируется в соответствующем журнале — указывается дата проведения инструктажа, делается запись о проведении инструктажа с обязательными подписями инструктируемого и инструктирующего, а также приводятся сведения о причине проведения инструктажа.